Больше весишь, больше плати. Закономерно, если проводить аналогию с нашумевшим налогом на роскошь. Но дела обстоят совсем не так. По прогнозам ученых не за горами то время, когда от ожирения людей умирать будет ровно столько, сколько и от голода в странах третьего мира. А главной причиной ожирения сегодня являются фаст-фуд и сладкие газированные напитки.
Фаст-фуд и газировку поставили на одну полку с сигаретами и алкоголем
В раке лёгких и проблемах печени, а также сердечнососудистой системы, когда-то заслуженно обвинили курение и алкоголизм. Во многих странах за рубежом, не просто повысили налоги на алкогольную и табачную продукцию, но и вынесли пункты их продажи за пределы городов. Постсоветские страны в этом отношении сильно отстали. В то время как статистика последних лет показывает, что мера эта действенная. Так почему бы не воспользоваться ей в борьбе с ожирением?
Как поможет дополнительный налог на фастфуд
- Дополнительное налогообложение значительно повышает конечную стоимость продукта. Что, в свою очередь, по мнению инициаторов данного законопроекта, заставляет потребителя лишний раз подумать прежде, чем купить очередной бургер или порцию картофеля фри.
- Вырученные деньги пойдут на пропаганду здорового образа жизни.
В каких странах дополнительный налог на фастфуд уже введен
Первыми забили тревогу США, где ожирением страдает внушительная третья часть населения. Правда, продвинуть и принять этот закон удалось лишь в нескольких штатах. Такая же ситуация в Канаде. Кроме того, канадские специалисты предложили на упаковках вредной пищи печатать надписи аналогичные предупреждениям на пачках с сигаретами.
Далее ООН выступило с подобной инициативой, на которую, так или иначе, положительно откликнулась вся Евпропа. Честно и резко этому закону сказала «нет!» только Дания, которая и без того испытывает финансовые трудности внушительных масштабов. И в ее случае повысить налог на подобную продукцию – это не получить дополнительный источник пополнения бюджета, а потерять инвесторов. «Макдак» – это еще и рабочие места, как минимум.
Насколько эта мера эффективна?
В ситуации, когда бутылка минеральной воды стоит дороже кока-колы, вход в тренажерный зал значительно дороже входа в ночной клуб (а вход в это царство алкоголя и табака зачастую и вовсе бесплатен, особенно для девушек), говорить о том, что помочь может пропаганда несколько странно. Одной пропагандой не помочь.
Говорить о том, как обстоят дела с ожирением, в странах, которые уже ввели налог на фастфуд, пока рано. Т.к. инициатива эта достаточно молодая, и уверенно шагает по миру буквально с 2010-го года. Стали ли люди здоровее и спортивнее оттого, что стоимость вредного и полезного уравнялась за счет подорожания первого или от того, что под давлением пропаганды «на халяву» за полезное стало не жалко платить…? История умалчивает. Но деньги в бюджет исправно поступают, значит, кто-то таки продолжает исправно покупать фастфуд и газировку даже по завышенной цене. И это явно, не поборники здорового образа жизни, а люди с зависимостью, которые теперь просто тратят больше денег.
В общем, закон спорный, но захвативший умы общественных деятелей по всему миру. Впрочем, деньги, полученные с дополнительного налогообложения фастфуда, чипсов и сладкой газировки, везде планируется тратить по-разному. Где просто пополнение бюджета, где усиление фронтов пропаганды ЗОЖ и дополнительное финансирование медицинских государственных учреждений. А вот в Казахстане диетологи предложили повлиять на ценовую политику: увеличив налог на вредную пищу, снизить цену фруктов и овощей, а также поспособствовать увеличению доступности спорта среднестатистическому гражданину (снизить ставки на абонементы в фитнес-клубы, бассейны и т.д.).
Возможно, это самый правильный в отношении здоровья вариант. Но, насколько он совместим с политикой и экономикой, покажет время. 2 года назад Парламент Республики результатами не порадовал. Возможно и потому, что предложенный закон был радикален, и включал в себя налог не только на фастфуд, но и на национальные слишком жирные блюда.
Тем не менее, побывав во многих аэропортах СНГ и проведя большое количество часов перед экранами огромных телевизоров, только в Казахстанских аэропортах встречала качественную социальную рекламу не какого-нибудь полезного брэнда, а обыкновенных яблок, киви, зелени и супов без кубиков галины бланки, а также откровенную антирекламу конкретных брендов фаст-фуда. Пропаганда бывает разной. И такая – цепляет.