Анафилактический шок

Анафилактический шокАнафилактический шок (греч. ana — обратное действие + phylaxis — защита, самозащита) — общая аллергическая реакция немедленного типа, вызванная антигенами (лекарственными веществами, вакцинами, сыворотками, укусами насекомых и др.), возникает через несколько минут после введения антигена. Характеризуется бурным, тяжелым течением, развитием декомпенсированного нарушения гемодинамики. Чаще развивается в ответ на парентеральное введение ЛП (пенициллинов, сульфаниламидов, белковых препаратов и т.д.), а также при проведении провокационных проб с пыльцевыми, реже — с пищевыми аллергенами.

Анафилактический шок обычно возникает при неоднократном воздействии этиологического фактора. А.Ш. принадлежит к системным аллергических реакций немедленного типа, которые характеризуются циркуляцией в крови особых антител-реагинов и наследственной предрасположенностью к аллергии. В основе патогенеза А.Ш. лежит образование комплексов антигенов с антителами (реагинов) на поверхности базофилов, тучных клеток и тромбоцитов. Патофизиологические реакции заключаются в нарушении микроциркуляции, депонировании крови в портальной системе, снижении системного АД, бронхоспазме, развития отека гортани, легких, мозга. Освобождение медиаторов анафилаксии возможно также под действием либераторов гистамина неиммунного генеза, в частности лекарств, пищевых продуктов и тому подобное.

Клиническая картина анафилактического шока характеризуется скоростью развития: уже через несколько минут или секунд после контакта с аллергеном отмечается угнетение сознания, резкое снижение АД, судороги, непроизвольное мочеиспускание, бледность кожных покровов, пена у рта, пульс становится нитевидным. Основными причинами смерти являются отек гортани или обструкция нижних отделов дыхательных путей, коллапс, острая дыхательная недостаточность вследствие бронхоспазма и отека легких, острая сердечно-сосудистая недостаточность с развитием гиповолемии или отека мозга.

Неотложная помощь: прекращение введения аллергена, наложение жгута выше места введения аллергена; заключения больного на бок во избежание асфиксии вследствие западения языка и заглатывания рвотных масс; подкожная инъекция в месте введения аллергена 0,5 мл 0,1% раствора эпинефрина (адреналина ) и в / в капельно 1 мл 0,1% раствора эпинефрина (адреналина); введение глюкокортикоидов в / в или в / м (при невозможности в / в введения); антигистаминных препаратов; при появлении признаков сердечной недостаточности необходимо применить сердечные гликозиды; при асфиксии и одышке вводят 10-20 мл 2,4% раствора аминофиллина (эуфиллина) в / в; проводят инфузионную терапию; если развилась аллергическая реакция на пенициллин, вводят 1 000 000 ЕД пенициллиназы в 2 мл изотонического раствора натрия хлорида.

Метки текущей записи:

 
Статья прочитана 511 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Анафилактический шок"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля