Аффект

АффектАффект (лат. affecere — воздействовать) — кратковременное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на внезапное изменение важных для человека жизненных обстоятельств, сопровождается изменениями в функционировании внутренних органов и резко выраженными двигательными проявлениями. А. — разновидность эмоциональных нарушений. А. развивается в критических условиях при неспособности найти адекватный выход из опасных, чаще внезапно сложившихся ситуаций. Возможна и постепенная аккумуляция аффективных переживаний с последующей разрядкой с минимального поводу.

Аффект навязывает организму «аварийный» способ решения ситуации (оцепенение, бегство, агрессия). Для состояния А. свойственно сужение сознания, все внимание человека поглощено обстоятельствами, которые его вызвали. Нарушение сознания приводят к трудностям припоминание событий окружающей действительности. Выделяют патологический А., при котором происходит более глубокое нарушение сознания с полной амнезией, а двигательное возбуждение отличается нестямнистю, бесцельностью или агрессивностью.

Патологический аффект сопровождается вегетативными симптомами — побледнением или покраснением кожных покровов (прежде всего лица), ускорением дыхания. Завершающая фаза А. проявляется истощением психических и физических сил с последующим сном или глубокой астенией. Патологический А. является редкой формой исключительных состояний. Человек, в таком состоянии поступила противоправные действия, признается невменяемым. У больных эпилепсией может развиваться вязкий А. — сильный и продолжительный А., характеризующийся раздражительностью, враждебностью, тоской, невозможностью отвлечения внимания при новых впечатлениях и требует фармакотерапии (карбамазепин). Состояние А. опасен не только в связи с противоправными действиями, но и возможностью неконтролируемого приема ЛП.

В основе аффекта — состояние внутреннего конфликта, который переживает человек и который порождается или противоречиями между его склонностями, стремлениями, желаниями, или противоречиями между требованиями, предъявляемыми к человеку (или она сама ставит их себе), и возможностями выполнить эти требования. А. развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных ситуаций, неожиданно сложились. Физиологический механизм А., как показал И.П. Павлов, объясняется резким изменением прохождения нервных процессов с нарушением их уравновешивания, вызванного конфликтом двух одинаковых по силе возбуждений или безуспешной попыткой внезапно затормозить резкое возбуждение.

Нарушения в организме человека системы устоявшихся связей и дезорганизация поведения при определенных условиях могут приобретать устойчивого, постоянного характера и вызвать невроз. Важное значение имеет общее психическое состояние, в котором находится человек в момент действия раздражителя, вызывающего А. Существенную роль в аффективных реакциях играет вегетативная нервная система и центральные аппараты промежуточного мозга, которые регулируют ее.

Имея свойства доминанты, А. тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуаций (бегство, агрессия), которые сложились в процессе биологической эволюции и поэтому оправдывают себя лишь в типичных биологических условиях . Другая важная регулирующая функция А. состоит в образовании специфического опыта — аффективных следов («аффективных комплексов»), которые дают о себе знать при столкновении с отдельными элементами созданной А. ситуации и предупреждают о возможном ее повторения. Для состояния А. характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается созданными А. обстоятельствами и навязанными ними действиями.

Нарушение сознания может привести к неспособности позднее вспомнить отдельные эпизоды событий, вызвавших этот А., а в случае исключительно сильного А. ситуация заканчивается потерей сознания и полной амнезией. Любое чувство может переживаться в А. форме. Состояние А. в виде бурного взрыва торжества, радости испытывает ученый, который сделал изобретение. Это состояние может возникнуть и у диссертанта, который только что защитил диссертацию, и у студента, сдавшего сессию и в состоянии А. разрывает свои конспекты. Неумение преподавателя или провизора предотвращать состояния А. приводит к нерациональным моделей или педагогического общения, или общение с клиентом в процессе реализации ЛП.

Поскольку аффект предельно ограничивает возможность произвольной регуляции поведения, рекомендации по поводу его преодоления, которые используются в педагогической и психотерапевтической практике, имеют целью предупреждение А. путем избегания ситуаций, которые его порождают, выполнения отвлекающих действий, прогнозирование его нежелательных последствий подобное. Важную роль играет осмысление своего А. и того, к чему это может привести, тех поступков, которые он может повлечь. Известную помощь может оказать и использование некоторых приемов, направленных на преодоление А. (произвольная задержка двигательных реакций, характерных для А. и др.). Борьба с А. значительной степени зависит от моральных качеств личности, от устойчивой манеры поведения, обусловленного воспитанием и жизненным опытом.

Метки текущей записи:

 
Статья прочитана 906 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Аффект"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля